Как работает автоматическая коробка передач автомобиля
В большинстве современных автоматических коробок передач используется набор шестерен, именуемый планетарным или эпициклическим блоком.
Планетарный блок состоит из центральной (солнечной) шестерни, внешней шестерни с внутренними зубьями (эпициклического зубчатого колеса) и двух или трех планетарных шестерен, которые вращаются между солнечной и внешней шестернями.
Силовая передача подключена к механизму, известному как конвертер, который выполняет роль гидравлического привода между двигателем и трансмиссией.
Если солнечная шестерня неподвижна, планеты двигаются вокруг нее за счет водила планетарного ряда, а увеличение скорости достигается за счет вращения эпициклического зубчатого колеса.
Если внешнее колесо неподвижно, вращается солнечная шестерня, передаточное отношение увеличивается, а скорость снижается.
Если планеты неподвижны, а мощность подведена к солнечной шестерне, внешняя шестерня двигается в обратном направлении.
Для включения прямой передачи без смены скорости или направления движения необходимо, чтобы весь блок вращался как единое целое.
Конвертер
Конвертер в разрезе, внутри находится лопастное колесо, турбина и реактор.
Как работает конвертер
На высоких оборотах реактор начинает вращаться. Если турбина, лопастное колесо и реактор вращаются с одной и той же скоростью, поток масла не отклоняется.
На низких оборотах реактор стоит на месте, и поток масла попадает на лопастное колесо, увеличивая крутящий момент турбины.
Конвертер представляет собой гидравлическую передачу, которая работает подобно сцеплению, но под давлением жидкости.
Конвертер состоит из трех основных частей – лопастного колеса, прикрепленного к маховому колесу, турбины, соединенной с коробкой передач с помощью ведущего вала, а также реактора с односторонней муфтой свободного хода, расположенного между лопастным колесом и турбиной.
При увеличении скорости двигателя центробежная сила, действующая на жидкость за счет лопастного колеса, передает крутящий момент (или вращающее усилие) на турбину.
Реактор преобразует это усилие, перенаправляя поток жидкости обратно на лопастное колесо, чтобы увеличить крутящий момент на низких скоростях.
После того, как двигатель разогреется и начнет вырабатывать больше энергии, реактор будет вращаться свободно, т.к. необходимость в преобразовании отпадет. В этом случае конвертер будет работать подобно гидродинамическому сцеплению, соединяя двигатель с коробкой передач.
На большой схеме изображены основные составные части конвертера – лопастное колесо, реактор и турбина.
На схеме поменьше изображено направление движения жидкости под действием центробежной силы.
Аналогичный эффект достигается при блокировании планетарных шестерен и водила планетарного ряда.
Во состав многих автоматических коробкок передач с тремя скоростями входит два набора эпициклических шестерен.
Блокировка элементов достигается посредством гидравлического давления, которое воздействует на тормозную ленту или многодисковую муфту.
Лента, обмотанная вокруг внешнего колеса, не дает ему вращаться, а диски муфты блокируют солнечную шестерню и планеты.
Усиление или ослабление давления зависит от работы сложной системы гидравлических клапанов и датчиков, которые определяют уровень загруженности двигателя, скорость движения и положение дросселя.
С дросселем связана т.н. механика кик-дауна, т.е. быстрого разгона. Когда водитель резко нажимает педаль газа, низшая передача включается практически мгновенно.
Во многих автоматических коробках передач используется тормозная система, позволяющая удерживать низшую передачу столько, сколько потребуется.
Упрощенная схема эпициклического блока шестерен
Когда центральная (солнечная) шестерня неподвижна, планеты вращаются вокруг нее вместе с водилом и внешней шестерней.
При блокировке солнечной и внешней шестерен планеты не могут вращаться сами по себе, поэтому вращается весь блок целиком.
При блокировке водила солнечная шестерня вращает планеты, а внешняя шестерня вращается в обратном направлении.
Первая передача
Включен передний привод, двигатель вращает первое внешнее колесо.
Планеты вращают общую солнечную шестерню в обратном направлении.
Водило второго планетарного ряда удерживается тормозной лентой, планеты второго набора вращают свое внешнее колесо и вторичный вал, обеспечивая двойное снижение скорости.
Вторая передача
Вторая передача позволяет автомобилю двигаться со средней скоростью. Включен передний привод, двигатель вращает первое внешнее колесо.
Солнечная шестерня заблокирована, и планеты двигаются вокруг нее. Водило двигается в том же направлении.
Вал водила является вторичным валом, поэтому скорость снижается однократно. Второй набор планет и их водило вращаются свободно.
Верхняя передача
Включен передний привод, двигатель вращает первое внешнее колесо.
Кроме того, работает муфта включения заднего хода, которая одновременно блокирует солнечную и внешнюю шестерни, заставляя их вращаться с одинаковой скоростью.
Планеты передвигаться не могут, и водило вращается со скоростью двигателя. Конечное воздействие оказывает вал водила, который также вращается со скоростью двигателя (прямая передача).
Задний ход
На рычаге переключения передач задний ход обычно обозначается буквой R. Передний привод отключен, первое внешнее колесо вращается свободно.
Включен задний привод, двигатель вращает первое солнечную шестерню.
Второе водило заблокировано, вторая солнечная шестерня вращает свои планеты и внешнюю шестерню в обратном направлении, обеспечивая реверсивный привод.
Источник: http://17koles.ru/how/kak-rabotaet-avtomaticheskaya-korobka-peredach-avtomobilya
АКПП: устройство и принцип работы
В наше время в большом количестве автолюбителей используют автоматическую коробку передач (АКПП) и с каждым годом их становится всё больше и больше.
АКПП не только снижает нагрузку на водителя при управлении автомобилем по сравнению с механической коробкой переключения передач (МКПП) во время поездки, но и помогает водителю снизить расход топлива, переключая передачи на оптимальных оборотах двигателя в зависимости от выбранного режима вождения.
Изобрели АКПП в Америке, откуда она получила широкое распространение. В настоящее время в США, и многих Европейских странах популярность МКПП не очень велика их используют примерно 5% водителей. Однако спрос на автомобили с АКПП в России постоянно растет и сегодня половина продаваемых в России иномарок оснащены АКПП.
Гидравлическая коробка передач
Все АКПП можно разделить на несколько основных типов:
- Вариаторы;
- Гидравлические АКПП;
- Роботизированная механика.
Гидравлическая АКПП
АКПП, основанная на работе гидротрансформатора, была серьёзно доработана по требованию европейцев и на данный момент получила несколько режимов работы (зимний, спортивный, экономичный), соответствующих каждому стилю вождения.
Также в классических автоматах увеличивается и количество передач. В 90-е годы были только 4-х ступенчатые автоматы, сейчас же они могут быть и 8-ми.
Классическая коробка-автомат в разрезе
Составляющие элементы коробки-автомата:
- гидротрансформатор;
- механическая коробка передач;
- насос рабочей жидкости;
- система охлаждения и управления;
- тормозная лента;
- планетарный ряд (планетарный редуктор)
Основными агрегатами АКПП являются: гидротрансформатор и механическая планетарная коробка передач.
Устройство гидротрансформатора
Гидротрансформатор осуществляет изменение и передачу крутящего момента от двигателя к механической коробке передач. Расположен между двигателем и коробкой передач. В гидротрансформаторе находятся две лопастные машины: центростремительная турбина, центробежный насос.
Помимо всего прочего в гидротрансформаторе располагается реакторное колесо, муфта свободного хода (обгонная муфта), блокировочная муфта. Насосное колесо обеспечивает соединение с коленчатым валом двигателя, а турбинное колесо — с механической коробкой передач. Между этими двумя колёсами закреплено неподвижное реакторное колесо.
У всех колёс гидротрансформатора имеются лопасти определённой формы с каналами, обеспечивающие проход рабочей жидкости, ведь работа гидротрансформатора основывается на непрерывной циркуляции рабочей жидкости, передающей энергию от двигателя к трансмиссии.
Поток жидкости от насосного колеса передается на турбинное колесо, потом на реакторное колесо. Из-за того что лопасти реактора имеют своеобразное строение, поток жидкости увеличивается, увеличивая обороты насосного колеса. Поток жидкости меняет своё направление после выравнивания угловых скоростей насосного и турбинного колеса.
Задействуется обгонная муфта и реакторное колесо начинает вращаться. Гидротрансформатор начинает передавать только крутящий момент.
Блокировочная муфта предназначена для блокировки гидротрансформатора, а муфта свободного хода (обгонная муфта) обеспечивает вращение в обратную сторону реакторного колеса.
Конструкция механической коробки передач значительно проще позволяет ступенчато изменять крутящий момент и двигаться задним ходом.
Зачастую состоит из двух планетарных редукторов, соединённых последовательно, современные коробки-автомат могут выполняться, как и шестиступенчатыми, так и восьмиступенчатыми.
Преимущество коробки-автомата заключается в том, что используемые в них планетарные редукторы более компактные и обладают соосной работой.
Электронная система управления
Электронная система управления обрабатывает сигналы, поступающие с различных датчиков, и, обработав их, отдаёт управляющее сигналы на распределяющий модуль.
Планетарный ряд
Основным преимуществом планетарной передачи является её компактность, использование одного центрального вала. Планетарная передача позволяет без рывков, толчков и потери мощности переключать скорости. Трансмиссия автоматически переключает передачи, для этого водителю достаточно манипулировать только педалью газа, нажимая или отпуская её.
Составляющие элементы планетарного ряда:
- солнечная шестерня;
- сателлит;
- коронная шестерня;
- водила
Планетарный ряд в полуразобранном состоянии
Вращение передаётся при том условии, если заблокирован один или два элемента планетарного редуктора. Фрикционные муфты и тормоза осуществляют блокировку этих элементов.
Чтобы удержать какие-то определённые элементы используется тормоз, а чтобы заблокировать элементы между собой, то задействуется муфта, обеспечивая передачу крутящего момента.
Гидроцилиндры, управляющиеся с помощью распределительного модуля, приводят в действие тормоза и муфты.
Вариаторная АКПП
Вариатор — бесступенчатая автоматическая коробка передач, в которой передачи не имеют фиксированного передаточного числа.
Если сравнивать вариатор с другими АКПП, то его преимущество заключается в эффективном использовании мощности двигателя, потому что обороты коленчатого вала оптимально согласовываются с нагрузкой на ваш автомобиль, благодаря этому обеспечивается довольно высокая экономия топлива. Также при поездке на автомобиле с вариаторной АКПП достигается высокий уровень комфорта, из-за непрерывного изменения крутящего момента, а также из-за отсутствия рывков.
Вариаторная коробка передач
Устройство вариаторной АКПП
Общее устройство вариаторной АКПП:
- раздвижные шкивы;
- дифференциал;
- клиновидный ремень;
- гидротрансформатор;
- планетарный механизм задней передачи;
- гидравлический насос;
- электрический блок управления
Раздвижные шкивы выглядят как две клиновидные «щеки», расположенных на одном валу. Гидроцилиндр, сжимающий диски в зависимости от оборотов, приводит их в действие.
Вариаторная АКПП в разрезе
Гидротрансформатор имеет те же функции, что и в классической АКПП, т.е. передаёт и изменяет крутящий момент.
Устройство, распределяющее крутящий момент на ведущие колёса, называется дифференциал.
Планетарный механизм задней передачи заставляет вращаться вторичный вал в обратном направлении.
Для того чтобы создать давление рабочей жидкости, гидротрансформатор запускает работу гидравлического насоса.
Блок управления служит для управления исполнительными устройствами вариатора, зависит от сигналов, подаваемых с датчиков (местоположения коленвала, контроля расхода топлива, ABS, ESP и т.д.).
На данный момент вариатор невозможно совместить с мощными двигателями, и поэтому вариатор не может стать конкурентом для классического автомата.
Роботизированная механика
Роботизированная механика — механическая коробка передач, в которой отсутствует педаль сцепления, а ее функции выполняет электронный блок.
Роботизированная механика
В роботизированной коробке передач сочетается комфорт АКПП, надежность и топливная экономичность механической коробки передач. В большинстве случаев «робот» дешевле классической АКПП. В настоящее время все ведущие автопроизводители стараются оснастить автомобили роботизированными коробками передач. Однако стоит заметить, что так называемые «роботы», быстрее других АКПП выходят из строя.
Устройство роботизированной АКПП
Общее устройство роботизированной коробки передач:
- сцепление;
- механическая коробка передач;
- привод сцепления и передач;
- система управления
Используется сцепление фрикционного типа, отдельный диск или пакет фрикционных дисков. Прогрессия заключается в наличии двойного сцепления, обеспечивающего передачу крутящего момента, не разрывая поток мощности. Роботизированная АКПП может иметь либо электрический привод сцепления и передач, либо гидравлический.
Давайте рассмотрим преимущества и недостатки, а также принцип работы каждого из них. Электродвигатель и механическая передача в электрическом приводе являются исполнительными органами. Этот привод характерен невысокими скоростями переключения передач, около 0.3 до 0.5 секунды, его преимущество заключается в небольшом потреблении электроэнергии.
Переключение передач в гидравлическом приводе выполняется гидроцилиндрами, управляющиеся электромагнитными клапанами, использующие большие затраты энергии и имеющие более быструю скорость переключения передач (0.05 – 0.06 секунды на некоторых спортивных автомобилях).
Основным недостатком роботизированной коробки передач является довольно большое время на переключение одной передачи, что приводит к рывкам и провалам в динамике автомобиля, а также снижает комфорт управления транспортным средством.
Эту проблему решили с помощью внедрения АКПП с двумя сцеплениями (преселективная коробка передач), передачи могут переключаться без потери мощности. Имея двойное сцепление, вы можете при включенной передаче выбрать следующую и в нужный момент времени включить ее без перерыва в работе коробки.
Существуют два режима работы: автоматический и полуавтоматический. В автоматическом режиме электронный блок управления реализует определенный алгоритм управления коробкой с помощью исполнительных механизмов.
Работа в полуавтоматическом режиме позволяет последовательно переключать передачи с более низкой на более высокую (и наоборот), рычаг селектора и/или подрулевые переключатели помогают в переключении передач.
Видео — автоматическая коробка передач
На данный момент в мире существует множество различных коробок передач, отличающихся своими плюсами и минусами. Некоторым свойственен экономичный расход топлива, другим – быстрое переключение передач и т.д. Поэтому каждый водитель сможет подобрать для себя и своего стиля вождения коробку передач, отвечающую всем его критериям.
Источник: http://AvtoMotoSpec.ru/poleznoe/ustrojstvo-avtomaticheskoj-korobkoj-peredach.html
Изучаем принцип работы акпп
На сегодняшний день автоматическая коробка передач, обретает все большую популярность среди автолюбителей. Не смотря на сложное устройство и относительно высокую цену, коробкой автомат оснащается немалая часть современных автомобилей.
Функция автоматической трансмиссии, полностью аналогична механике. АКПП, осуществляет прием вращательного показателя, изменяет его и передает его исполнительным механизмам.
Автоматическая трансмиссия, как и механический аналог, подразделяется по количеству рабочих режимов и способу их активации. В зависимости от типа КПП, может применяться различный способ сцепления.
Наиболее распространенным и надежным видом коробки передач, является принцип — автомата с гидравлическим приводом и с тремя ступенями режимов.
Рассмотрим основные составляющие автоматической коробки передач, а так же принцип их работы.
- Гидравлический трансформатор.
Данное устройство осуществляет изменение момента вращения и его последующую передачу, благодаря рабочей жидкости.
Как правило, в качестве рабочей смеси, применяют готовый состав для автоматических трансмиссий.
Использование аналогов крайне не желательно, для правильной работы всех составляющих механизмов и сохранения срока эксплуатации коробки.
Представляет собой совокупность рабочих элементов в виде шестеренок. Редуктор, является важнейшим механизмом автоматической коробки передач и требует определенного внимания при эксплуатации автомобиля.
- Управляющая совокупность. Управление всей работой автомата, осуществляется при помощи специальной системы, входящей в состав.
Совокупность указанных элементов, обеспечивают автоматическое переключение передач. Рассмотрим подробнее основные особенности составляющих элементов и их роль в работе системы.
Гидравлический трансформатор
АКПП
Данное устройство, одновременно выполняет несколько важнейших функция для работы системы переключения передач. Трансформатор является элементом сцепления и одновременно, передает вращение редуктору. В составе коробки — автомат, диск насоса плотно сцеплено с маховиком.
Элемент турбины, в свою очередь, взаимодействует валом редуктора. Между указанными совокупностями находиться рабочая смесь. Таким образом, две связки компонентов АКПП, взаимодействуют друг на друга, при помощи специального состава.
Во время активности мотора авто, действие маховика передается на диск насоса, который в свою очередь, отправляет смесь к элементам турбины. В связи с этим, компоненты турбинной части авто, приходят в движение, под определенным воздействием.
Жидкость не отталкивается от рабочих частей и не мешает правильной работе насоса, благодаря определенному правилу положенному в создание коробки — автомат. В составе трансмиссии, находиться элемент со специальном изгибом крыльев. Расположен он, посередине рассмотренных выше совокупностей.
Таким образом, функция автоматической коробки передач, сопровождается следующими действиями: после реакции на движение диска турбины, рабочая жидкость воздействует на насос и изменяет показатели вращения на необходимые. В это время, в составе системы действуют сразу две силы: рабочей смеси и движка авто.
При старте насоса, промежуточный механизм не осуществляет никакого действия. В противном случае, движение лопастей, препятствовало бы функционированию смеси. Поэтому, промежуточные крылья, вращаются с необходимой скоростью под воздействием давления жидкости.
Когда насос набирает скорость соответствующую скорости вращения турбины, сила двигателя передается редуктору благодаря жидкости. Таким образом, трансформатор выполняет функцию гидравлического сцепления.
Но для, дальнейшей передачи момента вращения, требуется действие механизма, взаимодействующего с активным валом.
Редуктор.
Редуктор автоматической коробки передач, включает в себя несколько составляющих: механизм сцепления и тормозные элементы. Таким образом, редуктор представляет собой узел, в котором: вокруг центральной шестеренки, находятся сателлиты которые взаимодействуют с приводом.
Данную совокупность окружает шестеренка. Во время движения привод передает вращение шестеренке. Элемент сцепления, совмещает в себе несколько дисков, взаимодействующих между собой. Во время вращения центрального вала, приходят в действие и диски сцепки.
В случае наличия трех режимов в коробке передач, существует два ряда последовательного сцепления Первая передача соединяется с передачей намер два, затем вторая взаимодействует с последующей.
Для привода сцепления в действие, в состав системы входит специальный поршень, который получает движение за счет определенного давления.
Тормоз, представляет собой механизм обхвата, который останавливает действие одного из элементов редуктора. Если останавливается центральная шестеренка, соответственно падает скорость всех побочных элементов.
Правильное взаимодействие компонентов, возможно только при одинаковой скорости составляющих механизмов. Таким образом, полностью остановив или частично притормозив один из механизмов системы, мы добиваемся полного уменьшения скорости.
Данная конструкция АКПП, наиболее часто применяется на автомобилях с задним приводом и расположением двигателя в передней части автомобиля. В данном случае, мы рассматривали расположение всех режимов коробки на одной оси.
Таким образом, габариты АКПП в значительной мере уменьшаются. Для контроля за процессами описанными выше, в составе системы предусмотрен гидравлический блок управления.
Система управления
Система управления, включает в себя насос, контролер, проводников смазывающей жидкости и совокупность исполняющих устройств.
Важную роль в процессе управления составляющими АКПП, играет скорость работы двигателя и нагрузка на ведущие колеса автомобиля. Во время старта двигателя, насос создает оптимальное давление, для уменьшения скорости вращения на выходе. Таким образом включается первая передача КПП.
Согласно увеличению скорости работы двигателя, насос изменяет параметры давления и контролирует последующие переключение режимов трансмиссии. Во время возрастания нагрузки на колеса автомобиля, контролер следит за давлением и повторяет рабочие процессы в прямом или обратном порядке.
Благодаря рассмотренным действиям, мы получаем автоматическое включение оптимальной передачи в ходе движения транспортного средства.
Конечно принцип работы АКПП, гораздо более сложный чем у механического аналога, все же коробка автомат заслужила свою признательность среди автомобилистов. Принцип автомата, делает вождение автомобиля более простым и комфортным.
схема АКПП
АКПП, часто выбирают дамы или начинающие водители. Поскольку простота использования автоматической коробки, позволяет в полной мере освоить манеру вождения не отвлекаясь не переключение передач. К тому же, автоматическая трансмиссия позволит сократить топливный расход в городских условиях, при постоянных пробках.
Несмотря на ряд достойных преимуществ, АКПП имеет свои недостатки, среди которых:
- Более высокий расход топливной смеси в сравнении в механической трансмиссией (при одинаковых условиях эксплуатации.
- Автомобилю требуется больше времени на разгон.
- Невозможность использовать полную мощность матора.
- Сложной эксплуатации в экстремальных погодных условиях.
- Привередливость к погодным и дорожным условиям.
- Отсутствие возможности торможения двигателем.
Конечно, немало приверженцев механики, недовольны недостаточным контролем за авто при оснащении его данным видом трансмиссии. Поэтому, нельзя сказать очевидно какую коробку лучше использовать.
В данном случае, все полностью зависит от предпочтений автолюбителя и его манеры вождения. Важно понимать, что принцип автомата более сложен и при возникновении неисправностей, сложно диагностировать и восстановить трансмиссию самостоятельно.
Изучив предоставленный материал, можно самостоятельно разобраться в причинах неполадки и сэкономить часть средств на услугах автомобильных мастерских. В остальном, стоимость коробки автомат полностью оправдывается ее удобством, особенно в условиях тесного города.
Своевременно проверяйте и обслуживайте АКПП, таким образом вы продлите срок ее эксплуатации и избежите затрат на ремонт машины.
Удачного изучения устройства и принципа работы АКПП!
Источник: http://carmend.ru/engine/izuchaem-princip-raboty-akpp.html
Как пользоваться коробкой автомат – что это такое, работает, на машине, причины, передач, должна
Вы планируете приобрести автомобиль с автоматической коробкой передач? Тогда не помешает разобраться в правилах ее использования. Ведь если не знать, как пользоваться АКП, можно спровоцировать ее поломку.
Машина, где установлена автоматическая коробка передач – удобный транспорт. Но не подойдет АКП тем, кто стремится ощущать динамику движения.
Если вы являетесь сторонником авто с таким видом КП, следующая информация о том, как должна работать коробка автомат, вам очень пригодится.
Что нужно знать
Рассмотрим особенности устройства и работы автоматической коробки, чтобы вы могли сделать правильный для себя выбор.
Ведь в случае неправильного использования АКПП возможна поломка, ремонт и замена которой влетит в копеечку.
Определения
Итак, коробка автомат робот – что это такое? Автоматической коробкой передач называют вид трансмиссии автомобиля, что обеспечивает автоматический выбор передаточных чисел, что соответствуют условиям при движении с учетом ряда факторов.
АКП считают планетарную часть агрегатов, с помощью которой переключаются передачи.
С гидротрансформаторами (а без них АКП не может нормально работать) она образует автоматическую передачу.
Использование АКП предполагает переключение передач без участия автомобилиста.
Основные функции рычага
Использовать такой вид коробки передач намного проще, чем иной. АКП имеет несколько функций и режимов:
Р–Park | Используется при стоянке. Если включить такой режим, происходит включение внутреннего блокиратора. Данная функция предполагает работу стояночных тормозов. Авто при этом не движется |
R–Reverse | Данная функция отвечает за движение машины назад |
N–Neutral | Является нейтральной передачей, что используется перед тем, как водитель выберет направление движения. Позволяет буксировать транспортное средство. Но нельзя такой режим использовать часто |
D–Drive | При данном режиме возможно движение вперед. При переходе на такой режим обязательно использовать тормозную педаль (но не на высокой скорости). Возможно использование блокировки |
4-3-2-L | Спецрежимы, что используются на различных дорогах. Если стоит двигаться по горным местностям, используется режим Л. Так авто будет ехать на одной скорости |
Режим D3 (S) | На данной передаче управление транспортным средством осуществляется на неровной поверхности, особенно при подъемах и спусках. На данном режиме обеспечивается лучшее срабатывание тормоза |
D2 | Является пониженной передачей для преодоления спуска и подъема. Актуально использование на песках и при гололеде |
Steptronik, tiptronik | Позволяют переключать передачи вручную. Так увеличивается контроль за движением ТС на опасном дорожном участке. Не каждая система имеет такие режимы |
Sport или Kick down | Позволяет больше раскручивать двигатели для генерации меньшей скорости. На данном режиме авто может резко ускориться (при обгонах, опережениях). Работа двигателя максимальная. Не целесообразно применение каждый день |
Shift | Функция для вызова сервиса. В том случае, когда отключено питание, появляется возможность выключения блокировки рычагов коробки автомат. Очень редко применяют |
Есть и ряд дополнительных функций.
Как работает коробка передач автомат
Очертим основные правила, которые нельзя забывать владельцев авто с АКПП.
Принцип действия
Принцип работы АКП для разного типа коробки передач только один за счет того, что во всех случаях имеет место одно устройство.
Состоит из:
Гидромуфты (гидротрансформатора) | Что располагается между корпусом коробки передач и двигателем. Она передает крутящий момент, когда автомобиль начинает движение |
Планетарного редуктора | Опосредованной передачи крутящего момента |
Фрикционных муфт | С помощью которых происходит переключение передачи, когда сообщаются или разобщаются элементы АКП |
Обгонной муфты | С помощью которой снижаются удары, когда переключают передачи |
Соединительных валов и барабанов | — |
Инструкция по пользованию
Присутствующие в автоматической коробке золотники могут направить поток масла к поршням тормозной ленты и фрикционной муфты.
Регулируют положение с помощью рукоятки или при использовании автоматических команд. Автоматика есть 2 видов:
Электронная | Перемещение золотников осуществляется соленоидами, кабель которых имеет выход к блоку управления коробки |
Гидравлическая | Применяют давление масел, в том числе и когда автомобилист нажимает на газ. Автоматической коробкой будет получена информация о том, в каком положении находится педаль. В результате переключаются золотники |
Перечислим вкратце основные правила по пользованию автоматической коробкой передач. Главное, не используйте пробуксовку, особенно зимой.
Иначе можно перегрузить работу коробки и системы. Отлично, если есть антипробуксовка, при помощи которой можно будет нормально выезжать на ровную дорогу.
Данная функции в полной мере не может быть отключена, но есть возможность минимизировать ее работоспособность.
Иначе могут возникнуть проблемы с работой АКП. Коробку такого типа стоит регулярно диагностировать, своевременно заменять трансмиссию.
Не забывайте и такие моменты:
Не заводите авто с толкача | Чтобы не сломать систему |
Не допускается переключение противоположных режимов | При движении автомобиля |
Припарковаться или использовать реверс можно тогда | Когда транспортное средство полностью остановится |
Для обеспечения нормальной работы блокиратора | Используйте стояночный тормоз при остановке на уклонах |
Не используйте нейтральный режим | Когда находитесь в пробке |
Не смешивайте масла | С дополнительной присадкой |
Придерживайтесь сроков техобслуживания | — |
Нельзя превышать | Установленные скорости в каждом диапазоне |
Если принудительно переключаете скорость | Выберите режим, для которого данные скорости не являются предельными |
В некоторых машинах допускается использование 4-й повышающей передачи | При нажатии кнопки OD. При ее отключении индикатор уведомит об этом |
Рекомендации по применению при зимнем режиме
Сложности могут возникать в зимнее время. Чтобы предотвратить поломки, необходимо помнить такие особенности:
При повороте на скользких дорогах применяйте исключительно пониженную передачу | Так маневрирование будет правильным и ровным, а риск аварии – минимальным |
Перед тем, как начать движение, прогрейте систему | Чтобы могло прогреться и масло в АКП. Если вы торопитесь и ждать не можете, тогда хотя бы некоторое время двигайтесь медленно, чтобы машина смогла прогреться |
Когда машина прогреется | Рычаги переключения передач поставьте в несколько положений, не бросая при этом тормоза. В каждом положении находитесь несколько секунд |
Берегите автомобиль | Пару километров после начала движения используйте щадящие режимы |
Помните – при большой нагрузке выделяется больше тепла в гидротрансформаторах. Подумайте об установке дополнительных радиаторов, что будут охлаждать коробку.
Источник: http://jurist-protect.ru/kak-polzovatsja-korobkoj-avtomat/
Устройство и профилактика автоматической коробки передач
Главное отличие автоматической трансмиссии автомобиля от «механики» — это то, что она позволяет освободить от лишних движений правую руку. АКПП обеспечивает соответствующий выбор передаточного числа без вмешательства автомобилиста. Отличия есть в особенностях конструкции. Автоматическая коробка передач работает за счёт гидромеханического привода и планетарных механизмов.
В автомобилях с АКПП отсутствует педаль сцепления, поскольку отпадает необходимость в ней. В таких машинах не надо самостоятельно переключать передачи — достаточно просто поставить рычаг выбора режимов коробки на Drive. Выполняя одни и те же функции, механическая и автоматическая коробки работают абсолютно по-разному. Рассмотрим подробнее особенности устройства последней.
Пример автоматической коробки передач
Благодаря коробке-автомату двигатель машины способен работать в условиях ограниченного диапазона оборотов. При этом она обеспечивает ему широкий диапазон скоростей. Благодаря этому агрегату управление машиной стало намного проще для водителя.
Среди основных элементов классической автоматической трансмиссии:
- гидротрансформатор;
- муфты (фрикционные, обгонные);
- планетарные редукции;
- соединительные валы;
- барабаны.
В некоторых случаях конструкция АКПП включает в себя тормозную ленту, которая выполняет функцию затормаживания одного из барабанов. Исключение — автоматические коробки передач производителя Honda. Для них используются не планетарные редукторы, а специальные валы с шестернями (они также применяются в МКПП).
Видео об устройстве автоматической коробки передач:
http://www.youtube.com/watch?v=7avIrCPOpm4
Основная функция гидротрансформатора — передача момента проскальзывания в процессе трогания машины. При набирании высоких оборотов двигателем, фрикционная муфта выполняет блокировку гидротрансформатора. Благодаря этому проскальзывание становится невозможным.
Планетарный редуктор, в свою очередь, опосредованно передаёт крутящий момент.
«Пакет» (так называют фрикционные муфты) выполняет функцию непосредственного переключения передач за счёт разобщения и сообщения элементов АКПП.
В отличие от своей механической сестры автоматическая коробка осуществляет включение и выключение одного и того же набора шестерней. Именно благодаря этому становится возможной планетарная передача.
Модель планетарного редуктора
Режимы работы коробки-автомата
Работа автоматической трансмиссии может осуществляться в нескольких режимах. Со второй половины прошлого столетия практически все АКПП оснащены стандартным набором режимов, которые указываются на рычаге латинскими символами:
- N (нейтральная передача) — применяется при буксировке или короткой стоянке;
- D (движение вперёд) — используется, если задействованы все ступени, исключая повышающие передачи;
- R (задний ход) — включается, только когда машина полностью остановила движение;
- L (пониженная передача) — используется для так называемого тихого хода;
- P (парковочный режим) — блокирует ведущие колёса, не имеет отношения к стояночному тормозу.
Существует строгая последовательность режимов автоматической коробки — P⇒R⇒N⇒D⇒L.
Стандартные буквенные обозначения режимов АКПП
Стоит отметить, что современные машины могут быть оснащены АКПП с дополнительными режимами работы:
- O/D (овердрайв) — позволяет автоматически переходить на повышающие передачи; обеспечивает равномерное движение на трассе;
- D3 (для городской езды) — предусматривает использование только первой/второй/третьей передачи или отключение повышающих;
- S или 2 («зимний» режим) — включает пониженные передачи;
- L или 1 — использует только первую передачу.
Особенности эксплуатации автомобиля с АКПП
Управление автомобилем с коробкой-автоматом имеет свои нюансы. Прежде чем начинать движение на такой машине, следует сначала завести мотор и хорошо его прогреть. «Механика» нетребовательна в этом вопросе, а вот для АКПП важен прогрев, поскольку это влияет на её способность переключаться на более высокие передачи. Заводить машину нужно только в парковочном режиме (P).
За несколько минут работы мотора трансмиссионная жидкость сможет разгореться до необходимой рабочей температуры, после чего можно не опасаться начинать движение.
Нажмите педаль тормоза, переведите рычаг в режим движения (D) и отпустите педаль, чтобы автомобиль тронулся.
Следует отметить, что нет необходимости отпускать тормоз плавно, поскольку плавность трогания обеспечивает гидротрансформатор. Этот процесс не требует вмешательства водителя.
Видео о прогреве автоматической коробки:
Уход за автоматической коробкой передач
АКПП — один из наиболее сложных элементов автомобиля, поэтому она нуждается в соответствующем уходе. Эксперты отмечают, что для автоматической трансмиссии наиболее опасным является перегрев, вследствие которого её ресурс резко уменьшается, в уплотнителях образуются различные деформации, а из картера начинает вытекать масло. В связи с этим не стоит слишком перегружать такой автомобиль.
Ключевой момент технического обслуживания АКПП заключается в регулярной проверке уровня масла. Если оно начинает течь — автоматическая трансмиссия сигнализирует вам о необходимости её профилактики.
В таком случае масло необходимо своевременно заменить.
Если механическая коробка передач не требует частой замены масла, то «автомат» нуждается в этой процедуре после каждых тридцати — сорока тысяч километров езды.
Итак, существует несколько правил ухода за АКПП и её профилактики, которых необходимо придерживаться. Самое главное — это проверка уровня жидкости в коробке передач. Если масла в агрегате будет недостаточно — это чревато пробуксовкой гидротрансформатора и его перегревом. Если трансмиссионной жидкости слишком много — оно будет вспениваться.
В любом случае АКПП может выйти из строя. Поэтому постоянно следите за маслом и доливайте именно то количество, которое необходимо по уровню. Для проверки уровня жидкости нужно прогреть коробку и проехаться на машине около 10 километров. Поставив автомобиль на ровной площадке, следует достать щуп, протереть его, вставить обратно и извлечь.
Вы увидите соответствующий след масла, который позволит вам определить его количество.
Процесс замены трансмиссионной жидкости АКПП
Отметим, что по внешнему виду трансмиссионной жидкости можно многое узнать. Важную роль играет её цвет и запах:
- Красноватый прозрачный оттенок, отсутствие ярко выраженного запаха и каких-либо мелких частиц свидетельствуют об исправности АКПП.
- Коричневатый цвет говорит о том, что масло нужно срочно менять.
- Тёмный оттенок жидкости в сочетании с запахом горелого металла и присутствием мелких крупинок предупреждают о том, что скоро коробка передач выйдет из строя, поскольку у неё пригорают трущиеся детали.
Профилактика неисправностей коробки-автомата
Мы уже упоминали, что автоматическая трансмиссия устроена сложно, поэтому нуждается в более бережном отношении, нежели «механика». Последнюю практически невозможно сломать, а вот АКПП не отличается такой высокой надёжностью. Учитывайте некоторые особенности в процессе её эксплуатации, чтобы предотвратить возможные поломки:
- Не переключайте селектор в режимы R и P в процессе движения. Если ваша коробка-автомат достаточно надёжна, то в таком случае машина просто «заглохнет». Однако в большинстве подобных ситуаций трансмиссия просто-напросто ломается. Поэтому будьте внимательны — включайте упомянутые режимы только после полной остановки движения автомобиля.
- Не злоупотребляйте функцией «кик-даун». Автомобиль с автоматической коробкой можно резко ускорить, переключившись на самую низкую передачу. Обороты мотора резко увеличиваются, за счёт чего происходит ускорение. Подобное переключение осуществляется резким нажатием педали газа. Но не стоит часто пользоваться таким приёмом — это значительно снизит ресурс трансмиссии, а расход топлива при этом будет расти.
- Не перегружайте автомобиль. Не следует буксировать другие машины и прицепы, которые тяжелее вашей.
- Не ездите по грязи и слабым дорожным покрытиям. Если вы забуксуете, АКПП перегреется и сломается. Если всё же такое случилось, то не выбирайтесь на сухую площадку с помощью раскачивания авто «вперёд-назад». Это повредит коробку передач. Лучше обратитесь к другим автомобилистам за помощью.
Механическая коробка передач менее прихотлива, чем автомат
Эксплуатация автоматической трансмиссии зимой
Большая часть АКПП ломается именно в зимний период. На то есть две причины:
- низкая температура воздуха пагубно влияет на ресурсы автоматической коробки;
- пробуксовка колёс на льду при начале движения повреждает трансмиссию.
В связи с этим необходимо заранее подготовить автомобиль к зиме. Обязательно поменяйте гидравлическую жидкость и фильтр АКПП до наступления холодов. Также соблюдайте некоторые рекомендации по прогреванию двигателя. Заведите машину на морозе, прогрейте мотор и коробку передач.
Нажмите на тормоз и выберите режим L, R или D на рычаге. Обратите внимание — если двигатель «заглохнет», дайте ему ещё прогреться. Чем холоднее на улице, тем дольше нужно держать ногу на педали тормоза.
Если температура воздуха составляет 20 и более градусов мороза — прогревайте АКПП около пяти — восьми минут.
При начале движения ставьте селектор в режим L и проезжайте так 100 метров. Затем переводите рычаг в положение 2, 3 и D.
За этот промежуток времени трансмиссионная жидкость успеет пройти несколько проходов по коробке и попасть в муфты.
Поскольку скорость будет небольшая, как и обороты двигателя, процесс включения фрикционных элементов будет проходить в оптимальном щадящем режиме. Это позволит избежать их износа.
Разрез автоматической коробки передач автомобиля Лексус
Какое масло использовать для заправки АКПП
Гидравлическая жидкость в автоматической коробке передач служит не только в качестве смазки, но и как рабочее тело, которое подвергается большим силовым нагрузкам и температурным перепадам. В подобных условиях только специальные масла способны эффективно выполнять необходимые функции. Жидкость для АКПП обычно обозначают как ATF (AutomaticTransmissionFluid).
Масло должно соответствовать определённым характеристикам. В первую очередь это высокая текучесть, в которой коробка особенно нуждается в холодное время года.
Однако для того чтобы в процессе нагрева жидкость не протекала, в неё добавляется специальный загуститель, который действует только при высоких температурах.
Более того, в масло вводятся модификаторы трения и различные добавки, которые предотвращают трение, износ, окисление деталей.
Если вам придёт в голову залить в коробку передач какую-либо другую жидкость вместо ATF, это приведёт к незамедлительной поломке. При этом масло для автоматических коробок прекрасно подойдёт для механических агрегатов.
Также нельзя покупать жидкость, которая рангом ниже, чем рекомендует производитель АКПП. Однако в безвыходной ситуации заливка такого масла допустима.
Как только вы купите подходящую трансмиссионную жидкость, её нужно срочно поменять в коробке, чтобы избежать появления неисправностей.
Видео о замене масла в АКПП:
Помните, что ресурс автоматической трансмиссии гораздо меньше, чем у «механики». Он может составлять от 150 до 300 тысяч километров. Отклонение от этих цифр зависит от манеры езды водителя и от своевременности обслуживания АКПП.
На сокращение ресурса коробки очень влияют постоянные интенсивные разгоны, некорректные переключения селектора, избегание замены жидкости и фильтра.
Выполняя наши несложные рекомендации по эксплуатации автоматической трансмиссии и осуществляя спокойное движение, вы сможете значительно увеличить её срок службы до появления необходимости в капитальном ремонте.
Поделитесь своим мнением о прочитанном в комментариях!
Источник: http://365cars.ru/soveti/kak-ustroena-avtomaticheskaya-transmissiya-avtomobilya.html