English



Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя и её неисправности

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя

При сгорании рабочей смеси в цилиндрах двигателя температура газов, давящих на поршень, может достигать  2500°С, но в среднем, при работе мотора, составляет 800 — 900°С.

Естественно, это вызывает сильный нагрев деталей и может привести к серъёзным неисправностям, например: выгоранию смазки и заклиниванию (прихвату) поршней в цилиндрах, обгоранию сёдел и тарелок клапанов, выплавлению и провороту вкладышей подшипников коленвала и многое другое.

Чтобы не допустить многих неисправностей от перегрева двигателя, для него нужно поддерживать необходимый оптимальный тепловой режим. Это обеспечивается исправной системой охлаждения, основная функция которой — это отвод тепла от нагретых деталей.

В исправной системе охлаждения температура охлаждающей жидкости на всех режимах работы должна поддерживаться в пределах от 87 до 98°С.  В воздушной системе охлаждения (например, мотоциклы и автомобили с воздушно -масляным охлаждением), нормальный тепловой режим определяется температурой масла в системе смазки и масляном радиаторе, она должна быть от 70 до 110°С.

система охлаждения.

Основными деталями системы охлаждения являются: водяная рубашка в блоке мотора, центробежный насос (помпа), трубопроводы, радиатор, вентилятор, расширительный бачок, термостат, датчик включения вентилятора (если вентилятор электрический), датчик температуры с указателем охлаждающей жидкости.

Принцип работы исправной системы охлаждения заключается в следующем. При запуске холодного двигателя термоклапан (термосиловой элемент) находится в крайнем левом положении, когда его перепускной клапан 5 открыт, а основной клапан 7 закрыт (см. рисунок).

При работе мотора, крыльчатка помпы 3, которая приводится во вращение ремнём от шкива коленвала, засасывает охлаждающую жидкость из патрубка 4 и нагнетает её в рубашку 2 блока мотора 1.

При этом, охлаждающая жидкость забирает излишнее тепло от нагретых деталей и нагревается сама, а далее, через открытый перепускной клапан 5 термостата 8, снова поступает к насосу (помпе) и в общем циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. Циркуляция без радиатора ускоряет прогрев двигателя, особенно зимой.

Постепенно, по мере прогрева двигателя, термосиловой элемент 6 термостата нагревается, расширяясь перемещает клапаны вправо, постепенно закрывая перепускной 5 и открывая основной 7 клапаны. Теперь, циркуляция охлаждающей жидкости будет происходить как и раньше — по малому кругу, но и одновременно начинать частично проходить и по большому кругу уже и через радиатор 10, по патрубкам 13 и 9.

Когда мотор полностью прогреется и температура охлаждающей жидкости достигнет 85 — 95°С, то перепускной клапан 5 термостата полностью закроется, а основной клапан 7 полностью откроется, и теперь циркуляция охлаждающей жидкости будет происходить только по большому кругу в последовательности, описанной далее. От насоса (помпы)3 поступит в рубашку 2 блока и головки цилиндров, далее, по патрубку 13 в верхний бачок радиатора 10, затем через сердцевину радиатора в нижний бачок 16, и уже далее, частично охлаждённая жидкость с помощью вентилятора 14 поступит по патрубку 4 снова к помпе, на новый круг, для поддержания необходимой оптимальной температуры двигателя. Расширительный бачок 12 служит для компенсации объёма жидкости при нагреве, ведь, как известно, при нагревании или увеличении давления жидкость расширяется.

Поняв основной принцип работы системы охлаждения двигателя намного легче и быстрее определить её неисправность.

Неисправности системы охлаждения.

Основными признаками неисправности системы охлаждения являются : подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или переохлаждение двигателя.

Подтекание охлаждающей жидкости может происходить через неплотное соединение шлангов с патрубками или флянцами, а так же, трещины в шлангах, трещины в расширительном бачке или сердцевине радиатора, через неисправные или негерметичные спускные, заливные пробки, а так же, течь может быть через износившийся сальник водяной помпы (насоса). При этих неисправностях на месте стоянки образуются мокрые пятна и возникает необходимость частой доливки охлаждающей жидкости.

Для устранения течи через неплотности в соединениях шлангов нужно подтянуть или заменить стяжные хомутики, а если не помогает, то снять шланг, обезжирить патрубок и шланг в месте сопряжения, обмазать их герметиком, собрать и затянуть новые хомутики.

Течь через неплотности во фланцах патрубков устраняется подтяжкой гаек крепления, а если не помогает, то заменяем уплотнительную прокладку новой, собираем и затягиваем гайки на фланце.

В случае подтекания жидкости через сальник водяной помпы, необходимо снять насос и заменить изношенный сальник на новый, затем монтировать помпу на место. Подтекание жидкости через трещины расширительного бачка или серцевину радиатора устраняется зачисткой и пропайкой трещин.

Подробно об устранении невидимых глазом утечках охлаждающей жидкости и приспособлении для этого, можно прочитать в этой статье.

Перегрев двигателя. Перегрев двигателя определяется по повышению температуры охлаждающей жидкости или её закипанием.

Это происходит из — за недостаточного уровня жидкости, пробуксовки ремня вентилятора или невключением электровентилятора, из — за засорения проходов (трубок) в сердцевине радиатора, поломки крыльчатки водяной помпы или пробуксовки ремня её привода, неисправности термостата, так как у него не открывается основной клапан и из — за этого циркуляции жидкости через радиатор не происходит.

Так же, перегрев мотора может быть из — за большого отложения накипи в рубашке охлаждения двигателя или радиаторе. К тому же, перегрев мотора может происходить из — за неисправности в системе питания (карбюратор беднит смесь) или зажигания ( неправильное опережение).

Допускать перегрев мотора нельзя ни в коем случае, необходимо сразу заглушить двигатель и искать неисправность. При перегреве происходит потеря мощности, так как резко ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью, так же происходит выгорание масла и из — за этого усиленный износ цилиндро-поршневой группы.

Возможно заклинивание поршней в цилиндрах, а может от перегрева повести головку цилиндра и от этого нарушится плоскость прилегания её к плоскости блока мотора. Естественно, от этого нарушится герметичность и уже никакая новая прокладка не поможет.

Придётся менять головку или потребуется её серьёзный ремонт, подробно описанный вот в этой статье.

Устранение неисправностей системы охлаждения.

Термостат. Для проверки его состояния непосредственно на автомобиле, необходимо запустить двигатель и ощупать рукой нижний бачок радиатора. Пока температура двигателя не достигла 80 — 90 ° (наблюдаем на панели приборов), то нижний бачок должен быть холодный.

При достижении температуры 80 — 90 ° (у разных моделей по — разному, потому, точно смотрим в мануале своего двигателя), нижний бачок радиатора должен начать прогреваться, что указывает на нормальную работу термостата. Если этого не происходит, термостат необходимо заменить (он неразборный).

Перепроверку термостата можно осуществить, сняв его с двигателя и опустив в кастрюлю с водой. Нагреваем всё это дело на газовой плите, опустив в кастрюлю с термостатом градусник ( шкала до 100°С). Наблюдаем за градусником и за основным клапаном термостата.

При достижении температуры, описаной выше, основной клапан должен начать открываться.

Пробуксовка ремня. Пробуксовка ремня привода центробежного насоса (помпы), а так же, вентилятора и генератора может происходить из — за его замасливания или из — за ослабления натяжки.

Масло, попавшее на ремень, удаляем протиранием ветошью, смоченной бензином, а лучше антисиликоном. Ослабление натяжения ремня бывает из — за его постепенного вытягивания, от этого частота вращения помпы отстаёт от частоты вращения (оборотов) коленвала.

Из — за этого, двигатель начинает перегреваться, а аккумулятор не получает нормального заряда. Прогиб ремня проверяется с помощью простейшего пружинного безмена( весов), при натяжении, примерно 5 кг, прогиб должен составлять 15 — 20 мм.

Подтягивается ремень ослаблением гайки натяжной планки (обычно генератора), затем, с помощью рычага (монтировка, трубка и т.п.) даётся натяжка и затягивается гайка натяжной планки.

Засорение сердцевины радиатора. Засорение проходов сердцевины радиатора определяется внешним осмотром и наличие трещин, тоже. Устраняется прочисткой щёткой с жёстким ворсом, промывкой струёй воды со стороны двигателя и продувкой сот с помощью сжатого воздуха.

Электровентилятор. На многих современных машинах и, особенно, на мотоциклах, установлен вентилятор охлаждения радиатора на валу электродвигателя. Основная, часто встречающаяся неисправность, это невключение мотора вентилятора из — за неисправности датчика вентилятора. Он находится в блоке мотора и проверить его можно почти так же, как и термостат.

Для этого, нужно найти в мануале по вашему двигателю цифру температуры, при которой вентилятор должен начать вращаться. Затем, выкрутив из блока датчик, удлиняем его провод, где — то ,на метр и добавляем к его корпусу провод массы,  соединяем провод массы с блоком двигателя.

Остаётся нагреть в отдельной ёмкости воду до температуры, указаной в мануале (температура включения вентилятора) и аккуратно опустить туда датчик вентилятора, не намочив провода. Если датчик вентилятора исправен, то вентилятор непременно заработает, а если нет, то меняем его. Может не работать сам моторчик вентилятора.

Для определения неисправности нужно проверить его щётки и, при необходимости, заменить, если не поможет, то необходимо прозвонить обмотку (на наличие обрыва или межвиткового замыкания).

Вентилятор с вязкомуфтой. На некоторых машинах устанавливается такой вентилятор и когда он исправен, то он очень эффективен.

Проверить его работу можно зная температуру охлаждающей жидкости, при которой он должен начать работать в полную силу (узнаём температуру в мануале вашего мотора). Запускаем двигатель и свернув бумагу в плотный рулон, пытаемся им остановить лопасти вентилятора (берегите руки).

Пока двигатель не достиг температуры включения (наблюдаем на панели приборов), лопасти вентилятора должны легко остановиться бумажным рулоном.

При достижении температуры включения на исправном вентиляторе лопасти остановить уже не удастся.

Это происходит из — за того, что на крыльчатке спереди установлена термопластина (биметалическая пластина), которая от нагрева теплом от радиатора начинает выгибаться и давить на тонкий штифт, а он, в свою очередь, открывает клапан, через который начинает поступать специальная жидкость с большой вязкостью, находящаяся в вискозной муфте вентилятора.

Читайте также:  Как ездить на роботе и как правильно пользоваться

При поступлении эта жидкость попадает между дисками (на подобии дисков мокрого сцепления) и от этого диск, связанный с коленвалом, склеивается с диском, связанным с крыльчаткой вентилятора, и вентилятор начинает вращаться в полную силу, эффективно охлаждая радиатор.

Когда температура мотора понижается, то биметалическая пластина выпрямляется, закрывая клапан и жидкость уже не поступает, а остатки её удаляются центробежной силой по специальным каналам. В этот момент диски начинают опять пробуксовывать и вентилятор работает не в полную силу.

При прогреве мотора до необходимой температуры процесс повторяется. Основная неисправность таких вентиляторов заключается в постепенном вытекании специальной жидкости, через неплотности штифта клапана.

Если вам удастся найти в продаже эту жидкость (бывает в крупных автомагазинах), то вскрыв муфту, необходимо заменить сальничек штифта, а затем, собрать и наполнить шприцем через отверстие штифта этой жидкостью.

Затем, аккуратно вставляем штифт в новое уплотнение, накрываем термопластиной и устанавливаем на двигатель (намного подробнее о вязкомуфте и её ремонте читаем вот в этой статье). Бывает, что нужно ещё заменить подшипник, который изношен и находится внутри муфты.

Наличие накипи. Накипь, находящаяся в рубашке охлаждения мотора и в радиаторе сильно ухудшает теплоотдачу.  От этого вызывает постоянный перегрев мотора и выкипание охлаждающей жидкости.

Для удаления накипи нужно слить охлаждающую жидкость и залить в систему охлаждения раствор, состоящий из 4 — 8 грамм хромпика на 1 литр воды. Нужно поездить с этим раствором примерно 1 месяц.

После этого, сливаем раствор, хорошенько промываем систему охлаждения водой и заливаем качественную охлаждающую жидкость.

Переохлаждение двигателя. Переохлаждение может быть из — за неисправности термостата, а именно, из — за незакрывания основного клапана. Для устранения неисправности нужно проверить термостат ( описано выше) и при неисправности заменить его.

Работа двигателя на низкой температуре приводит к потере мощности и вызывает быстрый износ деталей кривошипно-шатунного механизма, из — за ухудшения условий смазки от конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.

В заключении, несколько советов. Через 50 тысяч километров или через два года эксплуатации, охлаждающую жидкость нужно менять. Пользуйтесь только проверенной фирменной жидкостью, так как сейчас много подделок и «левая» жидкость прикончит помпу или отложит накипь везде.

При смене жидкости хорошенько промывайте систему охлаждения. При утечке жидкости, устранив неисправность, доливайте в систему только охлаждающую жидкость, а не воду, иначе испортите ту, что осталась в системе. При поездках, особенно после ремонта, чаще поглядывайте на указатель температуры.

Источник: http://suvorov-castom.ru/sistema-oxlazhdeniya-dvigatelya-i-eyo-neispravnosti/

Система охлаждения двигателя — виды неисправностей и пути их устранения. База знаний СТО «Техцентрик»

Среди владельцев новых и подержанных автомобилей BMW широко распространено мнение о склонности их силовых агрегатов к перегреву.

Однако, как показывает практика, в большинстве случаев причина перегрева двигателя тривиальна и характерна не только для машин марки BMW, но и для любых других авто с жидкостным охлаждением.

Корень проблемы — в неисправности системы охлаждения двигателя (СОД), которую достаточно устранить, и жизнь снова обретет былые яркие краски. Попробуем разобраться с основными видами неполадок СОД у современных ДВС и рассказать о способах их устранения.

Нередко причиной перегрева двигателя становится неисправность СОД.

Жидкостное охлаждение: что это?

Для того чтобы понять причину неправильной работы системы охлаждения, стоит подробнее ознакомиться с конструкцией и принципом действия этого важного компонента современного ДВС. Основными составляющими жидкостной системы охлаждения являются:

  • помпа, с помощью которой осуществляется циркуляция охлаждающей жидкости в системе;
  • радиатор, проходя через который нагретая ОЖ охлаждается потоком встречного воздуха;
  • вентилятор радиатора, который обеспечивает охлаждение в моменты, когда автомобиль стоит на месте или движется медленно;
  • термостат, предназначенный для обеспечения оптимального температурного режима за счет регулирования работы помпы и количества ОЖ, проходящей через радиатор;
  • расширительный бачок, с помощью которого происходит компенсация объема охлаждающей жидкости, расширяющейся при повышении температуры;
  • радиатор отопителя, который является частью системы обогрева салона автомобиля;
  • датчик температуры ОЖ, предназначенный для контроля нагрева рабочей среды.

Сразу после запуска силового агрегата помпа, которая получает вращение от коленвала, начинает перекачивать жидкость, заставляя ее циркулировать по каналам системы охлаждения. До тех пор пока двигатель холодный, ОЖ двигается по малому кругу системы охлаждения, минуя радиатор.

По достижению двигателем необходимой рабочей температуры открывается термостат, и жидкость начинает поступать в радиатор. В старых двигателях BMW переключение происходит при температуре 90-95° С, в новых агрегатах установлен управляемый термостат, открывающийся при 120° С.

Признаки неисправности СОД

По статистике неполадки в СОД находятся в первой пятерке среди всех причин обращения в сервисные центры.

При этом важно отметить, что невнимательность владельца авто к системе охлаждения двигателя может привести к куда большим проблемам, вплоть до полного выхода из строя силового агрегата.

Поэтому важно знать основные признаки, свидетельствующие о неправильной работе СОД. К их числу относится:

  • Перегрев мотора. Причиной может стать, как закоксовывание радиатора отложениями и грязью, так и нехватка охлаждающей жидкости в системе. В первом случае спасает чистка радиатора, его ремонт или замена. Во втором, достаточно долить или заменить ОЖ. Поэтому прежде чем подсчитывать, во сколько вам обойдется обращение в сервис, загляните бачок расширителя, возможно, все не так плохо, как кажется.
  • Закипание охлаждающей жидкости. Виной тому может быть недостаток ОЖ, неисправность помпы водяного насоса, выход из строя радиатора, а также масса других неполадок и неисправностей. И только грамотная диагностика позволит выявить истинную причину закипания ОЖ.
  • Двигатель перегревается сразу после начала движения. В большинстве случаев причина заключается в поломке помпы, хотя не исключаются и другие неисправности. Помпа работает в условиях повышенных температур, поэтому уплотнители нередко просто «ссыхаются», в результате чего механизм начинает подкапывать. Причем эта проблема характерна как для основной, так и для дополнительной помпы.
  • Антифриз вытекает. Во время стоянки под автомобилем образовывается лужица охлаждающей жидкости? Причин этому может быть масса — от банального износа и растрескивания патрубков, до неисправности помпы или нарушения целостности радиатора.
  • Переохлаждение двигателя. Да-да, он может не только перегреваться, но и переохлаждаться. Как правило, для исправления ситуации требуется замена термостата.
  • Салон не прогревается. Радиатор отопления находится под передней панелью. При включении «печки» нагретая охлаждающая жидкость проходит через радиатор и отдает тепло, тем самым обогревая салон. Если же тепло не поступает, то, скорее всего, в этом «виноват» именно радиатор отопления.

При возникновении одного или нескольких симптомов первое, что рекомендуется сделать, это проверить уровень антифриза. Сделать это можно не только с помощью индикатора уровня ОЖ, тем более что и он может выйти из строя, но и визуально.

Для этого достаточно заглянуть в расширительный бачок, который должен быть наполовину полным. Также стоит осмотреть моторный отсек на предмет следов утечки охлаждающей жидкости. А вот более серьезную диагностику лучше проводить в сервисе.

Наиболее распространенные неисправности и их устранение

Помпа. Ее мы подробно рассматривать не будем, поскольку тут и так все понятно. Как правило, причина кроется в том, что пластиковая крыльчатка проворачивается, потеряв контакт с металлическим валом.

Еще один возможный вариант — неисправность подшипника помпы. В этом случае могут быть слышны специфические скребущие звуки, свидетельствующие о том, что лопасти вентилятора задевают диффузор.

Впрочем, каковы бы не были причины поломки, лечение одно — замена узла.

Негерметичность системы охлаждения. В этом случае при интенсивном движении закипание охлаждающей жидкости неизбежно. Если же нагрузка невысока, перегрев может и не случиться. Но система охлаждения будет постоянно терять тосол, а значит, возникнет необходимость постоянно его доливать.

Причиной негерметичности могут быть небольшие трещины в трубках, отводящих ОЖ от блока цилиндров, повреждения пластиковых штуцеров радиатора, отпустившиеся хомутики и т.д. Визуально выявить подобную неисправность вполне возможно, так как место повреждения обычно отмечено влажным пятном. Другой вопрос — целостность радиатора.

Если нарушена герметичность соединения между алюминиевым корпусом и пластиковыми емкостями, единственное решение проблемы заключается в полной замене радиатора.

Нередко причиной потери герметичности становится пластиковый клапан, предназначенный для стравливания воздуха из радиатора.

К примеру, конструкционные особенности двигателей М40 таковы, что клапан находится около заливной горловины. При надавливании отверткой пластиковая головка частенько отламывается.

А так как под ней находится уплотняющее кольцо, то герметичность системы при этом нарушается.

Пластиковые штуцеры радиатора, о которых мы упоминали выше, поддаются ремонту. Однако делать его необходимо вовремя. Главная опасность для места соединения состоит в том, что под воздействием антифриза стенки штуцера истончаются, и трещина быстро растет.

Если не устранить повреждение, то рано или поздно часть штуцера отламывается и шланг соскальзывает. В результате вся охлаждающая жидкость оказывается на дороге, а двигатель перегревается, что почти неминуемо ведет к повреждению головки блока цилиндров.

При этом следует отметить: быстро охладить силовой агрегат невозможно даже при наличии запасной канистры с ОЖ, поскольку при заливании жидкость вскипает и образует паровые пробки, не пропускающие антифриз вглубь двигателя.

Визуально повреждения пластиковых штуцеров можно определить по наличию легкого белого налета. Будьте внимательны и периодически осматривайте мотор и подкапотное пространство, не доводя до крайностей.

На автомобилях с пробегом 80-100 тыс. км. свой вклад в перегрев мотора может вносить термостат. Выявить неисправность довольно просто — достаточно на прогретом двигателе потрогать патрубки радиатора.

Если нижний холодный, а верхний горячий и при этом радиатор чуть теплый, значит, охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру. А это означает только одно — термостат не работает: он перестал открываться и не пропускает антифриз в радиатор. Решение здесь может быть только одно — замена.

Читайте также:  Как открыть автомобиль без ключа

Причем выполнить ее необходимо как можно скорее, поскольку в противном случае неминуема масса куда больших неисправностей, к которым приводит перегрев двигателя.

Определить неисправность термостата довольно просто.

Термомуфта. Надо отметить, что благодаря простой конструкции термомуфты, ее неправильная работа, часто является следствием некой другой неисправности. В термомуфте попросту нечему ломаться (исключение составляет подшипник, но его поломки встречаются крайне редко).

Поэтому, прежде чем подсчитывать стоимость ремонта, следует удостовериться в отсутствии других факторов, способных влиять на работоспособность муфты. Так, к примеру, причиной отказа может быть низкий уровень антифриза.

Если охлаждающей жидкости в радиаторе недостаточно, то проходящий сквозь соты воздух не нагревается, следовательно, не греется и биметаллическая пластина. В результате муфта вполне работоспособна, но не включается. Еще одна причина такого поведения термомуфты может заключаться в коррозии и скопившейся грязи.

В этом случае шток постоянно находится в нажатом состоянии из-за отложений, которые образовались между ним и пластиной.

Подводя итог, можно сказать одно — если вдруг система охлаждения вдруг начинает работать неправильно, необходимо провести планомерную диагностику на предмет выявления неисправностей, которые можно удалить без привлечения специалистов автосервиса.

Первый шаг — проверка уровня охлаждающей жидкости, второй — контроль герметичности системы. Если самостоятельно выявить повреждение не удается, следует немедленно обратиться в сервис.

И сделать это лучше как можно скорее, не дожидаясь перегрева двигателя и сопутствующих этому событию проблем.

Юрий Гуляев

Источник: http://texcentrik.ru/baza-znanij/sistema-oxlazhdeniya-tipichnye-problemy-i-puti-ix-resheniya

Основные неисправности системы охлаждения автомобильного двигателя. Как проверить состояние системы и устранить неполадки

В этой статье рассмотрим основные неисправности системы охлаждения автомобиля и как их устранить в случае обнаружения.

Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры двигателя в пределах от 95 до 105 градусов, что необходимо для стабильной и экономичной его работы. Работа двигателя при пониженной температуре охлаждающей жидкости приводит к повышенному расходу топлива и возможности его попадания в масло.

Как проверить состояние системы охлаждения

Перед поездкой нужно проверить осмотром состояние системы охлаждения: отсутствие протечек и уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе должен находиться между отметками «максимум» и «минимум».

Доливать нужно жидкость только той марки, которая используется в системе охлаждения – охлаждающие жидкости разных производителей часто несовместимы друг с другом. В крайнем случае, можно долить дистиллированную воду в количестве не более 0,5 литра. При этом нужно помнить, что температура замерзания охлаждающей жидкости повысится примерно на три – пять градусов.

Следует с особой осторожностью открывать пробку расширительного бачка на прогретом двигателе – есть большая вероятность обжечься горячей жидкостью. Нужно накрыть пробку плотной тряпкой и откручивать её медленно, стравливая давление.

Основные неисправности системы охлаждения

Наиболее распространенные неисправности системы охлаждения: перегрев (двигатель «кипит»), двигатель не прогревается до рабочей температуры, система не герметична.

Причиной перегрева двигателя может быть — засорение радиатора, обрыв или слабое натяжение ремня насоса системы охлаждения, обрыв ремня или неисправность электродвигателя вентилятора, неисправность пробки расширительного бачка, неисправность термостата.

Пробка расширительного бачка оборудована воздушным и паровым клапанами. Воздушный клапан служит для впуска воздуха в расширительный бачок при остывании выключенного двигателя.

Паровой клапан поддерживает в системе охлаждения при работе двигателя повышенное давление, необходимое для того, чтобы охлаждающая жидкость гарантировано не закипела.

Проще всего проверить пробку радиатора заменив её пробкой с заведомо исправного автомобиля.

Термостат распределяет в системе охлаждения потоки охлаждающей жидкости при помощи своего клапана. Для проверки термостата нужно запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры.

Если при этом радиатор и подводящий патрубок (верхний) будут холодными, термостат неисправен. Снятый термостат можно проверить, положив термостат в ёмкость с водой, постепенно её нагревая и контролируя температуру.

Клапан исправного термостата должен начать открываться при температуре 78 – 85 градусов.

Причинами негерметичности системы часто бывают незатянутые хомуты на соединительных шлангах. Реже – трещины в шлангах, повреждения прокладок и сальника насоса системы охлаждения.

Протечки лучше искать на прогретом работающем двигателе, так как вытекающая охлаждающая жидкость быстро испаряется. Конечно, осмотр нужно выполнять осторожно, остерегаясь подвижных деталей двигателя.

Система охлаждения двигателя — видео:

Вот теперь вы знаете, какие бывают основные неисправности системы охлаждения и сможете их устранить.

(Никто ещё не поставил оценку. Будьте первым!)
Загрузка…

Источник: http://avto-i-avto.ru/diagnostika-neispravnostej/neispravnosti-sistemy-oxlazhdeniya-avtomobilnogo-dvigatelya.html

Возможные неисправности систем охлаждения, причины,

Признаки и способы их устранения

Течь охлаждающей жидкости

Причина неисправности:

– ослабление гаек (болтов) крепления головок блока цилиндров;

– ослабление крепления хомутов шлангов и патрубков;

– повреждение шлангов, патрубков и уплотнительных прокладок;

– износ сальников водяного насоса.

Признаками течи могут быть:

– подтеки жидкости на двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах;

– частая потребность долива жидкости в систему.

Для устранения неисправности необходимо:

– подтянуть крепления и заменить неисправные детали.

Переохлаждение двигателя

Причины неисправности

– не прикрыты жалюзи или шторки радиатора;

– не утеплен капот;

– неисправен термостат;

– неисправен или неправильно включен выключатель гидромуфты привода вентилятора.

Признаки неисправности

– понижение температуры охлаждающей жидкости ниже 70°С;

– перерасход топлива, потеря мощности.

Для устранения неисправности необходимо:

– прикрыть шторку или жалюзи радиатора;

– неисправный термостат заменить;

– проверить установку переключателя гидромуфты, при необходимости отрегулировать его.

Перегрев двигателя

Причины неисправности:

– недостаточное количество жидкости в системе;

– прикрыты жалюзи;

– слабо натянуты ремни привода вентилятора и жидкостного насоса;

– засорен радиатор;

– большие отложения накипи в рубашке охлаждения;

– неисправен термостат или выключатель гидромуфты привода вентилятора.

Признаки неисправности

– высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100 °С);

– горит лампочка аварийной сигнализации;

– падение мощности;

– интенсивное выделение пара через пароотводную трубку.

Для устранения неисправности необходимо:

– долить охлаждающей жидкости до нормы;

– открыть жалюзи;

– отрегулировать ремни привода вентилятора и жидкостного насоса;

– промыть систему охлаждения и заменить термостат.

Попадание охлаждающей жидкости в систему смазки

Причины неисправности:

– повреждение прокладки головки блока цилиндров;

– повреждение уплотнений гильз блока цилиндров.

Признаки неисправности:

– повышенный уровень масла в картере;

– понижение уровня охлаждающей жидкости в системе без видимых признаков ее подтекания;

– при пуске двигателя после его остановки масло в поддоне приобретает белесый цвет.

Для устранения неисправности необходимо:

– заменить неисправные уплотнения;

– заменить масло в системе смазки.

Глава 6. Смазочная система

Назначение, характеристика и общее устройство

Смазочной системы

Смазочная система служит для подачи необходимого количества масла к трущимся поверхностям двигателей, вследствие чего уменьшается трение между сопряженными деталями, осуществляется их охлаждение и удаление с поверхностей трения продуктов износа.

В зависимости от условий работы узлов и механизмов двигателя смазочный материал к ним может подводиться несколькими способами, конструктивно объединенными в единую смазочную систему.

В современных двигателях из-за наличия различных способов подачи масла к трущимся поверхностям смазочная система называется комбинированной.

В ней применяются следующие способы смазывания: под давлением, капельное (разбрызгиваемым маслом) и масляным туманом.

Основными элементами любой смазочной системы являются: масляный насос, масляные фильтры и масляный радиатор. Принцип работы смазочной системы большинства двигателей заключается в следующем.

Масло из смазочной ёмкости насосом нагнетается в полнопоточный фильтр тонкой очистки, из которого оно подается в главную магистраль, выполненную с двух сторон блока цилиндров в виде продольных (магистральных) смазочных каналов, откуда масло отводится по поперечным каналам к подшипникам коленчатого и распределительного валов и далее к другим точкам смазывания.

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1143;

Источник: https://poznayka.org/s62551t1.html

Основные неисправности системы охлаждения

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 21Следующая ⇒

Подтекание охлаждающей жидкостиможет появиться в результате повреждений радиатора, шлангов, уплотнительных прокладок и сальников.

Для устранения неисправности необходимо подтянуть хомуты крепления шлангов и трубок, а поврежденные детали заменить на новые. В случае повреждения трубок радиатора можно попробовать залатать дырки и трещины, но, как правило, все заканчивается заменой радиатора.

Перегрев двигателяпроисходит по причине недостаточного уровня охлаждающей жидкости, слабого натяжения ремня вентилятора, засорения трубок радиатора, а также при неисправности термостата.

Для устранения перегрева двигателя следует восстановить уровень жидкости в системе охлаждения, отрегулировать натяжение ремня вентилятора, промыть радиатор, заменить термостат.

Нередко перегрев двигателя случается и при исправных элементах системы охлаждения, когда машина движется с малой скоростью и большими нагрузками на двигатель.

Это происходит при движении в тяжелых дорожных условиях, таких как проселочные дороги и всем надоевшие городские “пробки”.

В этих случаях стоит подумать о двигателе своего автомобиля, да и о себе тоже, устраивая периодические, хотя бы кратковременные “передышки”.

Будьте внимательны за рулем и не допускайте аварийного режима работы двигателя! Помните о том, что даже разовый перегрев двигателя нарушает структуру металла, при этом продолжительность жизни “сердца” автомобиля значительно уменьшается.

Читайте также:  Как заменить электролит в аккумуляторе автомобиля

Эксплуатация системы охлаждения

При эксплуатации автомобиля следует периодически заглядывать под капот. Своевременно замеченная неисправность в системе охлаждения позволит вам избежать капитального ремонта двигателя.

Если уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачкепонизился или жидкость вообще отсутствует, то для начала необходимо ее долить, а затем следует разобраться (самостоятельно или с помощью специалиста), куда она делась.

В процессе работы двигателя жидкость нагревается до температуры, близкой к точке кипения. Это означает, что вода, входящая в состав охлаждающей жидкости, будет понемногу испаряться.

Если за полгода ежедневной эксплуатации автомобиля уровень в бачке немного понизился, то это нормально. Но если вчера был полный бачок, а сегодня в нем только на донышке, то надо искать место утечки охлаждающей жидкости.

Подтекание жидкости из системы можно легко определить по темным пятнам на асфальте или снегу после более или менее продолжительной стоянки. Открыв капот, вы без затруднений сможете найти место утечки, сопоставив мокрые следы на асфальте с расположением элементов системы охлаждения под капотом.

Уровень жидкости в бачке необходимо контролировать хотя бы раз в неделю. Если уровень заметно понизился, то надо определить и устранить причину его снижения. Иными словами, систему охлаждения надо привести в порядок, иначе двигатель может серьезно “заболеть” и потребовать “госпитализации”.

Практически на всех отечественных автомобилях в качестве охлаждающей жидкости используется специальная низкозамерзающая жидкость с названием Tосол А-40.

Цифра 40показывает отрицательную температуру, при которой жидкость начинает замерзать (кристаллизоваться).

В условиях Крайнего Севера применяется Тосол А-65, и соответственно замерзать он начинает при температуре минус 65°С.

Тосол представляет собой смесь воды с этиленгликолем и присадками. Такой раствор сочетает в себе массу достоинств.

Во-первых, замерзать он начинает лишь после того, как уже замерзнет сам водитель (шутка), а во-вторых, Тосол обладает антикоррозионными, антивспенивающими свойствами и практически не дает отложений в виде обычной накипи, так как в его состав входит чистая дистиллированная вода. Поэтому доливать в систему охлаждения можно только дистиллированную воду.

При эксплуатации автомобиля необходимо контролировать не только натяжение, но и состояние ремня привода водяного насоса,так как его обрыв в дороге всегда неприятен. Рекомендуется иметь в дорожном комплекте запасной ремень. Если не вы сами, то кто-нибудь из добрых людей поможет вам его поменять.

Охлаждающая жидкость может закипеть и привести к поломке двигателя в том случае, если вышел из строя датчик электропривода вентилятора.Если электровентилятор не получил команды на включение, то жидкость продолжает нагреваться, приближаясь к точке кипения, не имея остужающей помощи.

А ведь у водителя перед глазами есть прибор со стрелкой и красным сектором! Мало того, практически всегда при включении вентилятора ощущается небольшой дополнительный шум. Было бы желание контролировать, а способы всегда найдутся.

Если в пути (а чаще в “пробке”) вы заметили, что температура охлаждающей жидкости приближается к критической, а вентилятор работает, то и в этом случае есть выход из положения. Надо включить в работу системы охлаждения дополнительный радиатор – радиатор отопителя салона.

Полностью открывайте кран отопителя, на все обороты включайте вентилятор отопителя, опускайте стекла дверей и “потейте” до дома или до ближайшего автосервиса. Но при этом продолжайте внимательно следить за стрелкой указателя температуры двигателя.

Если она все-таки зайдет в красную зону, немедленно останавливайтесь, открывайте капот и “остывайте”.

Со временем может доставить неприятность термостат,если он перестанет пускать жидкость по большому кругу циркуляции. Определить, работает ли термостат, не трудно.

Радиатор не должен нагреваться (определяется рукой) до тех пор, пока стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости не дойдет до среднего положения (термостат закрыт). Позже, горячая жидкость начнет поступать в радиатор, быстро его нагревая, что говорит о своевременном открытии клапана термостата.

Если радиатор продолжает оставаться холодным, то тогда есть два пути. Постучать по корпусу термостата, может быть, он все-таки откроется, или сразу, морально и материально, готовиться к его замене.

Немедленно “сдавайтесь” механику, если на масляном щупе вы увидите капельки жидкости, попавшей из системы охлаждения в систему смазки.

Это означает, что повреждена прокладка головки блока цилиндрови охлаждающая жидкость просачивается в поддон картера двигателя.

Если продолжать эксплуатацию двигателя с маслом, наполовину состоящим из Тосола, то износ деталей двигателя приобретает катастрофическую скорость.

Подшипник водяного насосане ломается “вдруг”. Сначала появится специфический свистящий звук из-под капота, и если водитель “думает о будущем”, то своевременно заменит подшипник. Иначе, его все равно придется менять, но уже с последствием опоздания в аэропорт или на деловую встречу, из-за “внезапно” сломавшейся машины.

Каждый из водителей должен знать и помнить о том, что на горячем двигателе система охлаждения находится в состоянии повышенного давления!

Если двигатель вашего автомобиля перегрелся и “закипел”, то, конечно, надо остановиться и открыть капот машины, но нельзя открывать пробку радиатора или расширительного бачка. Для ускорения процесса охлаждения двигателя это практически ничего не даст, а получить сильнейшие ожоги можно.

Все знают, чем оборачивается для нарядно одетых гостей неумело открытая бутылка шампанского. В автомобиле все намного серьезнее.

Если быстро и бездумно открыть пробку горячего радиатора, то оттуда вылетит фонтан, но уже не вина, а кипящего Тосола! При этом может пострадать не только водитель, но и оказавшиеся рядом пешеходы.

Поэтому, если вам когда-нибудь придется открывать пробку радиатора или расширительного бачка, то предварительно стоит предпринять меры предосторожности и делать это не спеша.

Система смазки

Система смазки предназначенадля подачи масла к трущимся деталям и частичного их охлаждения, а также для удаления продуктов износа.

Рис. 30.

Схема системы смазки двигателя:1 канал подачи масла к газораспределительному механизму; 2 – главная масляная магистраль; 3 – канал подачи масла к подшипникам коленчатого вала; 4 – картер двигателя; 5 – фильтрующий элемент; 6 – корпус масляного фильтра; 7 – масляный насос; 8 – маслоприемник с сетчатым фильтром; 9 – поддон картера; 10 – пробка для слива масла

Система смазки состоит из(рис. 30):

– поддона картера;

– масляного насоса с маслоприемником;

– масляного фильтра;

– каналов для подачи масла под давлением, просверленных в блоке цилиндров, головке блока и в других деталях двигателя.

Поддон картера двигателяявляется резервуаром для хранения масла. Когда вы заливаете масло через маслозаливную горловину, оно проходит по пустотам внутри двигателя и сливается в поддон картера. Уровень имеющегося в поддоне масла можно измерить масляным щупом через отверстие в блоке цилиндров.

Масляный насос(рис. 31)под давлением подает масло (через фильтр и каналы) к трущимся деталям кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Насос состоит из двух шестерен и приводится в действие от коленчатого вала двигателя. При вращении шестеренок зубья захватывают масло и нагнетают его в главную масляную магистраль.

Рис. 31. Схема работы масляного насоса:1 шестерни масляного насоса; 2 – редукционный клапан; 3 – пружина

Редукционный клапан(рис. 31)служит для ограничения давления в системе масляных каналов двигателя. При избыточном давлении пружина сжимается, и часть масла поступает обратно в поддон картера двигателя.

Масляный фильтр(рис. 30)служит для очистки проходящего через него масла от механических примесей. Он устанавливается сразу же после насоса и пропускает через себя все масло, которое поступает в масляную магистраль. Чаще всего фильтр имеет неразборную конструкцию и подлежит замене одновременно с плановой сменой масла в двигателе.

Вентиляция картера двигателя(см. рис. 32) обеспечивает отсос из картера и отвод во впускной трубопровод паров бензина и выхлопных газов, которые попадают в нижнюю часть двигателя.

Во время тактов сжатия и рабочего хода эти пары и газы частично прорываются по стенкам цилиндров в картер двигателя, разжижают масло и очень агрессивны по отношению к деталям кривошипно-шатунного механизма.

Рис. 32. Схема вентиляции картера двигателя:1 корпус воздушного фильтра; 2 – фильтрующий элемент; 3 – всасывающий коллектор вентиляции картера; 4 – карбюратор; 5 – впускной трубопровод; 6 – впускной клапан; 7 – шланг вентиляции картера; 8 – маслоотделитель; 9 – сливная трубка маслоотделителя; 10 – картер двигателя; 11 – поддон картера

Вентиляция картера осуществляется принудительно за счет разрежения, которое возникает в воздушной горловине карбюратора при работе двигателя.

Корпус воздушного фильтра соединяется с картером двигателя с помощью шланга, по которому картерные газы направляются сначала в карбюратор, а затем в цилиндры на дожигание.

В двигателях внутреннего сгорания применяется комбинированная система смазки – под давлением и разбрызгиванием.К наиболее нагруженным трущимся поверхностям масло подается под давлением, а остальные детали механизмов двигателя смазываются брызгами масла и масляным туманом.

К подшипникам коленчатого и распределительного валов масло подходит по каналам системы под давлением. Сделав свое дело, то есть смазав, немного охладив и забрав с собой продукты износа, масло стекает обратно в поддон картера двигателя.

При вращении коленчатого вала из его шатунных и коренных подшипников масляные брызги попадают на зеркало цилиндров, поршни и поршневые пальцы. Все движущиеся детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов как бы “купаются” в масле. Этим достигается высокая износостойкость пар трения.

Источник: https://lektsia.com/3×1827.html

Ссылка на основную публикацию